Блог

Нужно ли писать без отрыва?

Нас часто спрашивают, что такое медленный темп письма.
НЕ ПАДАЙТЕ СО СТУЛЬЕВ!
«Для шестилеток это 4-6 знаков в минуту, для детей 7-7,5 лет скорость письма может быть на 2-3 знака больше.
Однако это средние данные, а индивидуальные различия в скорости письма у первоклассников одного и того же возраста и детей разных возрастов, обучающихся в одном классе, могут существенно различаться».
Вы сами можете в этом убедиться, открыв книгу М.М.Безруких "Обучение письму", которую искренне советую всем родителям и педагогам.
Так что когда вам говорят, что ребенок не тянет, не поддавайтесь на провокации! Ваш ребенок, скорее всего, не пишет медленно. Требования слишком высоки. Защищайте детей!

Может быть, вы возразите. Больше спрашиваю, больше получу. Это не так 😥
Исследования Института Возрастной Физиологи РАО (ИВФ РАО), в которых изучалась не только организация движений, но и организация мышечной деятельности и деятельности мозга, показали, что письмо имеет определенную временную структуру действия, которую схематически можно представить себе так:
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1360848/pub_5d39b5c886c4a900aecff91d_5d49070adfdd2500adffcf76/scale_1200
Так ребенок пишет букву «а»

Тдв. – это время, которое нужно ребенку, чтобы написать элемент буквы. Тп. – это время паузы.

Зачем нужна эта пауза?

Это не просто время отдыха. Это время, когда ребенок осознает то, что он уже сделал, оценивает и программирует следующий элемент. Это время весьма продолжительно. Оно практически равно времени выполнения элемента.

А у детей, у которых не сформировано зрительное восприятие, зрительная память, зрительно-моторная координация, эта пауза существенно удлиняется. Это означает, что пауза важна даже больше, чем само действие.

Фактически это означает, и это было доказано исследованиями ИВФ РАО, следующее:
Дети ВСЕГДА пишут отрывисто, по отдельным элементам!
Когда изменяются механизмы контроля движений, сами движения координируются лучше, зрительно-двигательный образ буквы формируется окончательно, пауза между отдельными движениями сокращается. Это естественный процесс.

Еще раз обращу на это внимание! Ребенок пишет быстрее за счёт сокращения паузы между элементами, потому что мозгу нужно меньше времени на осознание.

К 9-10 годам резко сокращается время выполнения движения и столь же резко сокращается пауза. Письмо становится быстрым и устойчивым.

Если посмотреть на то, что происходит с головным мозгом в этом периоде, то можно увидеть, как меняется его активность:

в 6-7 лет практически все зоны коры правого и левого полушария очень активны, оба полушария словно дублируют друг друга, практически вся кора головного мозга задействована в процесс (согласитесь, довольно энергоемкое действие);

к 9-10 годам активность мозга дифференцируется, разные зоны коры правого и левого полушария по-разному включаются в процесс письма.

Это и является свидетельством того, что моторная программа и произвольная регуляция движений к этому возрасту уже сформированы.

А теперь вспомним, кому из детей учитель в первом и втором классе говорит: "Пиши, как можешь!"? Обычно наоборот 😥

Что происходит, когда говорят: "Пиши быстрее!"

Многолетние исследования ИВФ РАО показали, что инструкция "пиши быстрее" в течение всего первого года обучения не увеличивает скорость выполнения элементов, а лишь сокращает время паузы между отдельными движениями.

То есть сокращает время, когда ребенок осознает, правильно ли выполнено движение, правильно ли написана буква или ее элемент, и программирует следующее движение.😥

Помогает ли БЕЗОТРЫВНОЕ ПИСЬМО?

Вы мне сейчас возразите: а как же безотрывное письмо? Оно же позволяет писать быстро!

Нет!
Представляете, нет!
Это ошибочное утверждение. Безотрывное письмо не позволяет писать быстрее. Для него необходимо использовать так называемые обратные движения. И во многих случаях прописывать часть элементов по уже написанной линии. Это не укорачивает, а удлиняет линию письма и вовсе не сокращает время.

Да и само по себе требование четкого совпадения линий – непосильная задача не только для первоклассника.

Скорость же письма к 9-10 годам увеличивается не за счет его безотрывности, а за счет того, что навык формируется окончательно и требует меньшей осознанности.

Письмо – это ритмическая деятельность. У каждого человека свой произвольный ритм и скорость деятельности. Если понаблюдать за тем, как пишут старшеклассники, даже те, кого учили писать безотрывно, то несложно увидеть: кто-то пишет связно две буквы, кто-то – три, кто-то – каждую отдельно.

Безотрывное письмо наносит вред!

Пока дети только учатся писать, именно безотрывное письмо создает сильное напряжение, а вместе с ускорением темпа приводит к тому, что во втором и третьем классе почерк у детей портится.

Если детей не форсировать, а дать им возможность отработать навык письма спокойно и последовательно, ухудшения почерка не будет.

Чем же оно так опасно?

Безотрывное письмо не учитывает того, что мышцы ребенка еще функционально не зрелы, кости и фаланги пальцев окончательно не сформированы, нервно-мышечная регуляция графических движений еще не совершенна.

· Оно нарушает психофизиологическую структуру письма.

· Требует от ребенка выполнять биомеханически нецелесообразные движения (возвраты или точное проведение по уже написанному).

· При безотрывном письме необходимо одновременно с движениями пальцев передвигать вдоль строки кисть, предплечье, плечо. Координация всех этих движений практически невозможна без нарушения способа держать ручку и позу. Это вызывает значительное напряжение мышц руки и туловища.

· А еще искусственно создает гипоксию.

«На первом этапе обучения дети пишут «затаив дыхание», как правило, на вдохе, и чем длиннее слог, слово, тем дольше задержка дыхания. Экспериментальные исследования показали, что такие задержки дыхания, которые иногда достигают 20-30 секунд, вредно сказываются на состоянии ребенка: создается «рваный» ритм дыхания, возникает гипоксия».

Прибавьте к этому обычную духоту в классе младшей школы!
«Результат безотрывного письма не только плохой почерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение».

Откуда же взялось убеждение в необходимости безотрывного письма на начальных этапах обучения?

Безотрывное письмо было введено не так уж давно, в 1969 году.

Правда, авторы методики Е.Н.Соколов и О.Т. Тарасов, которые его предложили, сами указали на то, что на начальном этапе «письмо - это очень большое напряжение всех сил ребенка, когда особенно напряжены мышцы руки, движения пальцев, кисти и предплечья не координированы. Сначала ребенок совершает относительно короткие движения, стремится быстрее прервать движение».

Правда, последующие исследования физиологов подтвердили, что безотрывное письмо излишне утомляет детей, они все равно делают паузы на месте стыков элементов (не расслабляя при этом руку – ведь нельзя отрывать ручку от бумаги😭). Но оно все так же практикуется в школах в ущерб здоровью детей.

Чтобы ребенок писал красиво, в первую очередь надо учитывать его ритм, его особенности и ни в коем случае не форсировать процесс.

В ближайшее время мы продолжим публиковать выдержки из книги М.М. Безруких о трудностях обучения письму. К сожалению, ее в продаже сейчас нет, но, очень надеемся, что ее переиздадут.
Оксана Левченко,
основатель клуба "Книжный шкаф детям",
филолог, педагог, Монтессори-педагог, переводчик
Made on
Tilda