Автор: Руководитель детского центра «Волшебный Корабль» Нащекина Екатерина Валентиновна
Существует множество теорий и методик развития детей дошкольного возраста. Все имеют право на жизнь, НО важно помнить, что каждый ребенок уникален и идёт своим путём! Тем не менее, как бы скептически я ни относилась к слову «НОРМА», есть определенные правила и стандарты, касающиеся того, что должен знать и уметь первоклассник, согласно современным требованиям школы. Следовать им, конечно же, необходимо, но, чтобы получить хороший результат, желательно ещё учитывать следующие моменты:
- Абсолютно КАЖДЫЙ ребенок имеет какие-то способности! Отсюда возникает два вопроса: как их распознать и что с этим делать? С одной стороны, это не так уж и сложно, а с другой – неизвестно, что особенно ярко проявится и принесёт свои плоды в будущем. Именно для этого, большинство родителей пробуют развивать своего ребёнка в разных направлениях. Одно получается лучше, другое хуже, что-то бросают, что-то начинают… И даже когда Вы увидите, что особенно хорошо получается и нравится, важно понимать, что в дошкольном возрасте разностороннее и гармоничное развитие – лучше всего! Это даёт возможность ребёнку проявить себя, свой интерес и самому уже выбирать в дальнейшем.
- Я уверена, что у каждого есть знакомые, которые окончили музыкальную школу и больше никогда не взяли в руки инструмент! Это хороший пример, чтоб задуматься: «А правильно ли мы решили за ребёнка?». Понятно, что маленькие дети ещё сами не знают, чего хотят. Верно и то, что многие достижения в жизни связаны с преодолением трудностей в обучении. НО всё же стоит помнить, что мода и амбиции родителей далеко не всегда совпадают с реальными возможностями и желанием ребёнка!
- Часто встречается ситуация, когда в начальной школе ребёнок был отличником, а потом «съехал» по определённым дисциплинам. Это, как правило, говорит о том, что ему неинтересен конкретный предмет. Здесь хочется отметить, что будущая профессия обязательно должна быть связана с интересом и удовольствием!
— Заниматься любимым делом – это не только счастье, но и гораздо более вероятный путь достижения успехов.
— Так же не всегда стоит торопиться с выводами. Вспомните себя! В каком возрасте Вы осознали, чем хочется заниматься, что интересно изучать, в каком направлении двигаться?
— Истории, когда причиной негативной реакции детей на предмет являются методы и отношение педагога, должны рассматриваться отдельно.
- Есть дети способные, но не желающие заниматься, развиваться в этом направлении. А есть дети, у которых от природы меньше способностей, но они получат лучший результат, добиваясь всего своим упорством и трудом! Вторых гораздо меньше, но их результаты поражают.
Подводя итоги, хочу ещё раз остановиться на наиболее важных моментах:
— Предоставьте ребёнку возможность попробовать, проявить себя, а дальше главное ИНТЕРЕС! Постарайтесь определить, какой тип восприятия преобладает у Вашего ребенка: аудиал,визуал, кинестетик (этому вопросу будет посвящена отдельная статья). Используйте наиболее подходящий для него способ подачи информации. При этом можно и нужно развивать то, что дается труднее, не очень получается. Отрабатывая навык восприятия, ребёнок значительно расширит свои возможности.
— ХВАЛИТЬ за старания и труд нужно гораздо больше, чем за результат!
— СРАВНИВАТЬ ребёнка можно с героями книг, сказок. Сравнение с друзьями и знакомыми часто приводит к «нездоровым» соревнованиям, развитию комплексов, формированию обиды и зависти! Правильнее сравнивать ребёнка с ним самим в разные моменты времени, отмечая его личные успехи и достижения.
— Политика школы чаще всего сводится к схеме треугольника взаимодействия: учитель, ученик и родитель. Старайтесь быть всегда в теме происходящего, спрашивайте ребёнка, общайтесь с учителем. Часто простые ситуации выливаются в проблемы из-за недосказанности.
— Очень важно разделять понятия ОЦЕНКА и ОТМЕТКА. Отметка – это то, что стоит в тетради, дневнике, а оценка – это отношение, характеристика результатов. Многое, конечно, зависит от учителя, но главное – это ВАШЕ отношение! Ребёнок должен знать:
— в определенных сферах он очень способный;
— желание и старания – вот два основных якоря успеха;
— что-то у него получается хуже, НО, если он захочет, то обязательно научится;
— Вы его любите, всегда рядом и готовы помочь!