Программируем здоровье и успех со сказкой

Автор: Психолог Козлова Татьяна Владимировна
Сейчас непростое время для каждого, вынужденная изоляция, накопившиеся проблемы
и тревоги стали испытанием для многих из нас, как для взрослых, так и для детей. Как
поддержать психологический баланс после условий самоизоляции, провести немного
времени с пользой и удовольствием, укрепить семейные отношения, настроить ребенка на
успех и даже решить некоторые проблемы?
Ответом на эти вопросы могут оказаться…сказки!
Сказки — это универсальный детский язык. Следя за судьбами сказочных персонажей,
ребенок начинает разбираться в повседневных вещах. Именно через мир фантазий и образов
он учится анализировать и понимать реальность. Всего пятнадцать минут чтения детям вслух
— и ваш малыш станет послушней и смелее, будет более открыт и внимателен к миру. А
совместное обсуждение историй из книжки или чтение по ролям стимулирует интерес
ребенка к самостоятельному чтению, развивает воображение и словарный запас.
С одной стороны мир в сказках прост: существует отчетливая граница между добром
(работящая Золушка) и злом (жестокая мачеха), с другой — поднимает важные для детского
мироздания проблемы (жадности и щедрости, добра и зла, одиночества и дружбы, эгоизма и
сотрудничества).
Сказки помогают малышу понять себя. Вы замечали, что дети могут часами
слушать одну и ту же сказку? Зачастую это сигнал, что их что-то тревожит, интересует или
радует. Если ваш ребенок требует, чтобы вы все время читали ему «Гадкого утенка»,
возможно, он чувствует себя одиноким и беспомощным в детском саду. И, если он не хочет
об этом говорить, не настаивайте, читайте столько, сколько ему нужно и при обсуждении
персонажей сказки и их поступков, очень вероятно, что малыш откроется вам, расскажет то,
о чем так непросто говорить напрямую.
А проигрывание сказки при помощи кукол или мягких игрушек после ее прочтения,
может подсказать способ действия в той или иной ситуации. Например, если ваш малыш не
может позвать на помощь взрослого, когда его обижают, и после ваших увещеваний все
равно испытывает неуверенность и молчит, прочитайте ему сказку «Кот, Петух и Лиса», где
Лиса похищает Петуха, он кричит, Кот прибегает и спасает его. После прочтения
обязательно обсудите эту сказку, задайте вопросы: Как Петуху удалось спастись от Лисы?
(оказавшись в беде, Петух громко кричит, и Кот приходит ему на помощь).Почему Кот
спасает Петуха? (потому, что они живут, как одна семья, а родственники и друзья заботятся
друг о друге и помогают в сложных ситуациях). После обсуждения проиграйте сказку при
помощи игрушек, предложив ребенку побыть разными персонажами, причем вначале не
обязательно робким Петушком. Научите малыша громко звать на помощь, когда он будет в
роли Петушка и вы увидите, что в реальной ситуации его поведение изменится, он сможет
постоять за себя, будет с вами более откровенным, а когда-нибудь, возможно, ему захочется
попробовать себя даже в роли Кота в настоящей жизни! Так сказка помогает научится
новому способу поведения радостно, без принуждений и нравоучений.
Сказки воспитывают. В сказочных героях дети видят себя, отождествляют себя с
ними. Если хотите научить сына хорошим манерам, найдите книжку о ком-нибудь, похожем
на него, например, о мальчике, которому столько же лет, который не любит чистить зубы и
мыть руки, например, «Мойдодыр». Если ребенок жадничает, почитайте «Сказку о рыбаке и
рыбке», а если любит приврать — подойдет «Заяц-хвастун».
А еще сказку можно лепить, рисовать и сочинять! Прочли — слепите главных героев,
нарисуйте наиболее понравившиеся моменты и радость ребенка удвоится! Если прорисовать
страшных или неприятных героев сказки, которые тревожат или пугают, а потом
трансформировать их в смешные или нелепые, они перестанут пугать и вызовут сочувствие.
А уж если попросить сочинить ребенка СВОЮ сказку о трусливом мальчике, который стал
смелым или о девочке, которая была непослушной, но добрая фея перенесла ее в страну
Непослушляндию и что из этого вышло …. Я думаю, что вы уже все поняли! Целебная сила